Как имена викингов вплетались в традиции Руси?

Имена викинговВ Древней Руси и в средневековой Скандинавии, от которой русичи перенимали традицию именования, у человека могло быть сразу несколько имен. Они связывались не только с верой,  какими-то характерными чертами внешности, деловой репутации или характера, но и с названием рода, с именем отца. После принятия христианства имена викингов дополняются именами из  священных текстов. Русский князь Мстислав, живший в 13 веке, имел  православное имя от крещения Феодор, а по материнскому роду звался Харальдом.


Иногда человека средневековой Руси или Скандинавии не звали вообще по имени, а в миру он мог  пользоваться только прозвищем. В летописных сводах найдется немало примеров, когда о собственном имени персонажа летописец ничего не говорит, ограничиваясь его родовым прозвищем. Достаточно вспомнить  летописного воеводу Претича, который, вероятно, именовался так по имени своего отца или места, откуда происходил.
Традиция именования в истории Древней Руси ограничивалась рядом запретов, заимствованных русскими князьями и боярами у скандинавов. У викингов считалось недопустимым называть ребенка в четь живущих родителей. Нарушение запрета, по поверьям, грозило скорой смертью отцу дитя. При тогдашней полной опасностей жизни скорая гибель могла случиться совершенно нежданно -- в бою, на охоте, при заготовке леса, причем даже замок не защищал от гибели.
Имена викингов приходили на Русь вместе с войнами, с купцами, перемещавшимися по Греческому пути. У костров воины северных народов пели свои саги, в которых обязательно повествование о герое сопровождалось подробным рассказом о его родных и в первую очередь об отце. Имя связывалось с происхождением не случайно. Прибавление к личному имени отеческого прозвища указывало на репутацию человека, рода. При определенных обстоятельствах викингу приходилось испытывать невероятные трудности, чтобы только обелить имя отца, оказавшееся поруганным в силу жизненных коллизий.
На заре становления Русской земли имя уважаемого человека включало с себя не только отцовское прозвище, но также имя деда. Позднее прижилась традиция, когда именем деда или прадеда стали нарекать новорожденного, отмечая тем самым нерушимые основы рода. Так постепенно складывалась система, которая позднее стала характерной для Руси: имя-- отчество -- фамилия.
Перенимая  скандинавскую традицию использования отчества в именовании человека, на Руси  вводили свои особенности. У русских  право писаться по батюшке получали только знатные люди, приближенные к князю. Отчество подчеркивало знатность рода, его заслуги перед лицом княжеской власти.  Зависимых холопов, рабов никто не собирался звать по имени-отчеству. Даже имена бедных и униженных людей употреблялись с нарочито пренебрежительным оттенком. Так поступали из соображений социальной культуры. Ведь в рабстве  иноземец, оторванный от своей земли, лишался всяких связей с историей своего рода, с генеалогией, а потому и не имел прав на отчество.
Таким образом, скандинавские традиции, вошедшие в повседневную жизнь Руси, стали применяться для социального разделения общества.
{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru