Варяги и первые русские князья - Походы на Царьград

Варяги идут на ЦарьградПримечательны походы варяжских  князей на Византии и договоры, каше они заключали с  греками. За время с  IX по XI века известно шесть таких  больших  походов: поход  Аскольда и Дира, поход  Олега, два похода Игоря, один  Святослава и один  Владимира, сына Ярослава Мудрого. Народное предание, записанное летописью, особенно запомнило поход  Олега и разукрасило его легендарными сказаниями. „В  лёто 907,—читаем  в  летописи,—пошел  Олег  на греков, оставив  Игоря в  Киеве. Он  взял  с  собою множество варягов, славян, чуди, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулёбов  и тиверцев, „си вси,—замечаешь летописец,— звахуться от  грек  Великая Скуфь".
С  ними со всеми пошел  Олег  на конях  и на кораблях; число же кораблей достигало 2.000. Когда Олег  подошел  к  Царю-городу, греки заперли со стороны моря доступ  к  столице, а сами укрылись за стены. Олег , высадившись на берегу, начал  воевать; множество греков  было убито, многие  палаты разрушены, церкви сожжены, из  взятых  в  полон  одних  рубили, других  мучили, иных  разстреливали, иных  бросали в  море, и много другого зла причинили pyccкиe грекам, „елико же ратнии тво- рят “. И велел  Олег  своим  воинам  сделать колеса и поставить на них  корабли. Попутный ветер  надул  паруса с  поля, и суда двинулись к  городу. Видя это, греки испугались и послали сказать Олегу: „Не губи города, дадим  тебе дань, какую хочешь". Олег  остановил  своих  воинов, и греки вынесли ему кушанье и вино, но Олег  не принял  угощение, „бе бо устроено с  отравою".
И убоялись греки и сказали: „Это не Олег, а святой Димитрии послан  на нас  от  Бога". И повелел  Олег  грекам  дать дани на 2.000 кораблей по 12 гривен  на человека, а было в  корабле по 40 человек. Греки согласились на это и стали просить мира, чтобы не воевал  Олег  греческую зе:млю. Олег , отступив  немного от  города, „нача мир  творити со царьма грецкими со Леоном  и Александром, посла к  нима в  град  Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида, глаголя: „имште ми ся по дань". Греки спросили: „Чего хощеши дамы ти".
И Олег  предписал  грекам  свои условие мира, требуя не только выкупа для воинов, но и дани на pyccкиe города: „первое на Киев, таже на Чернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любеч  и на пpoчие  города, по тем  бо городом  седяху велиции князи под  Олгом  суще".
Затем  были установлены, условие торговли славяно-русских  купцов  в  Византии. Мирный договор  был  скреплен  обоюдной клятвой. Цари греческие целовали крест  на верность договору, а Олег  и мужи его клялись по русскому закону—оружием  своим  и Перуном  богом  своим  и Волосом  скотьим  богом. Когда мир  был  утвержден, Олег  сказал: „Сшейте паруса из  паволок  (шелковые) руси, а славянам  кропинные (тонкого полотна)".
Так  и сделали. Повесил  Олег  свой щит  на вратах, в  знак  победы, и пошел  от  Царьграда. Подняли русь паруса из  паволок, а славяне кропинные, и разодрал  их  ветер, и сказали славяне: „примемся за свои холстины, не годятся славянам  паруса кропинные"… Пришел  Олег  в  Киев  и привез золото, паволоки, овощи, вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, ибо люди были поганые (язычники) и невежественные".
В  941 г. князь Игорь напал  на малоазиатское побережье Черного моря и разграбил  всю страну за то, что греки обидели русских  купцов. Но греки собрали достаточно войска и потеснили воинов  Игоря. Русь отошла к  своим  лодкам  и направилась в  море. Но здесь Игоревы суда были встречены греческим  флотом; греки „пущати нача трубами огнь на лодьи русские". Это был  знаменитый греческий огонь. Почти весь флот  Игоря погиб, и немнопе воины вернулись домой рассказать „о бывшем  огни": „якоже молонья, рече, иже на небесех, греци имуть у собе и се пущающе жежагаху нас; сего ради не одолехом  их «.
В  944 году Игорь, желая отомстить за поражение, „совокупив  вой многи» снова двинулся на Византию. Греки, узнав  об  этом, предложили Игорю мир  и дань, какую брал  Олег. Дружина Игорева уговаривала князя согласиться, указывая, что лучше без  битвы взять дань, „егда кто весть, кто одолеет, мы ли, они лие ли с  морем  кто советен е се бо не по земли ходим, но по глубине моря; обча смерть всем «. Князь послушался дружины, взял  с  греков  дань и заключил  с  ними выгодный торговый договор.
Последний поход  на Византии Русь предприняла в  1043 г. Князь Ярослав  послал  на греков  сына своего Владимира и воеводу Вышату. До Дуная русские лодки дошли благополучно. Но когда двинулись дальше, то случилась буря „и разби корабли pyccкиe и княжий  корабль разбил ветр  и взя князя в  корабль Иван  Творимирич  воевода Ярославль»; 6.000 русских  воинов  буря выбросила на берег. Эти воины должны были вернуться домой, но никто из  воевод  не хотел  вести их. Тогда Вышата сказал: „Аз  пойду с  ними  и выседе из  корабля к  ним  и рече: Аще жив будус  ними, аще погыну, то с  дружиною". Греки, узнав, что русский флот  разбит  бурею, послали сильную эскадру, которая принудила Владимира отступить. Вышату и весь его отряд  греки взяли в  плен, привели в  Царьград  и здесь ослепили всех  пленников. Через  три года только отпустили они слепого воеводу с  ослепленным  войском  домой.
Военные походы варяжских  князей на Византии заканчивались мирными договорами. До нас  дошло четыре договора русских  с  греками: два договора Олеговых, один  Игорев  и один  Святослава.
По договорам  Олеговым  907 г. и 911 г. греки обязывались:

  • 1) платить дань на каждый из  старших  городов
  • 2) давать корм  тем  русским, которые приходят  в  Царь-град, а купцам  русским  месячное содержание, причем  полагалась и даровая баня. 

От  Руси греки потребовали:

  • 1) «чтобы pyсcкиe останавливались в  цареградском  предместье у монастыря Св. Мамонта,
  • 2) чтобы входили русичи  в  город  только через  определенные ворота и в  сопровождении греческого чиновника; 


По Игореву договору греки, очень опасавшиеся русских, добились некоторых  ограничений в свою пользу. Пусть приходить Русь в  Царьград,— гласят статьи Игорева договора,—но если придут  без  купли, то месячины не получают; да запретит князь своим  словом, чтобы приходящая Русь не творила пакости в  наших  селах; входить в  город  разрешается не более пятидесяти человек  за один  раз; все приходящие в  Грецию из  Руси должны иметь особую грамоту от  киевского князя, подлинно удостоверяющую, что pyccкиe пришли с  „миром “; пришедшие торговать не имели права остаться на зиму и должны были осенью ехать домой.
Договоры варяжских  князей с  греками важны и интересны тем, что являются древнейшею у нас  записью законов  и судебных  обычаев; они свидетельствуюсь о том  первенствующем положении, которое занимали в  тогдашнем  обществе князья и их  варяжская дружина; затем  договоры очень важны тем, что сохранили черты торговых  сношений и международных  отношений; далее, в  них  мы имеем  древнейшее свидетельство о распространены христианства; наконец, договоры хранят  в  себе черты бытового значение,  когда описываюсь; например, присягу, или рассказывают  об  условиях  суда над  похитителями чужой собственности.
В  тех  же.торговых  целях  первые князья ходили войной на хазар  и камских  болгар. Торговля с  этими народами была тоже значительна. В  1006 г. Владимир  Святой, победив  камских  болгар, заключил  с  ними договор, в  котором  выговорил  для русских  право свободного проезда в  болгарские города с  печатями для удостоверения от  своих  посадников  и предоставил  болгарским  купцам  ездить на Русь и продавать их  товары, но только в  городах, а не по селам.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru