Старинная одежда Руси: вологодский передник

Передник из ВологдыВ вологодских передниках первой половины XIX века представлены разнообразные виды северного народного орнамента. В узорах их, как и на рубахах, отражены дохристианские древние мотивы орнамента, а также мотивы, восходящие к русскому искусству более позднего времени — к XVI—XVIII векам.


Глубокой стариной веет от вышивки передника, хранящегося в Вологодском краеведческом музее, от его архаичных узоров с длинношеими конями и человеческими фигурами с головами ромбической «формы, выполненными по холсту швом «роспись».


На вологодских передниках, без которых немыслима женская русская одежда, вышитых двусторонним крестом, встречаются узоры, редко помещаемые на других частях одежды. Таков, например, орнамент, состоящий из фигур льва и крупных розеток своеобразной формы и больших единорогов с кудрявой гривой, стоящих  по бокам жертвенника.


Передник

Передник. Вышивка росписью. Середина XIX века. Вологодский историко-краеведческий музей

Разительный контраст с фигурным красным орнаментом вологодских передников представляют узоры на передниках, распространенных в окрестностях Вологды. К ним относятся передники с вышивкой «вологодскими стеклами». Трудно поверить, что эта вышивка на холсте. Вся ее поверхность — драгоценный сквозной узор звезд и розеток разнообразного рисунка, расцвеченный нередко шелками нежных тонов, золотой и серебряной нитью, напоминающий сканные ювелирные изделия.
    Весьма возможно, что основой для этой своеобразной ажурной вышивки послужили венецианские, шитые иглой кружева, завезенные в Вологду заморскими купцами еще в XVI веке. Но, заимствовав технику выполнения узоров, русские мастерицы создали свои местные варианты шитого игольного кружева, значительно отличающиеся по характеру орнамента от венецианских. «Вологодские стекла» по соглашению с заказчиками в некоторых случаях заполняли собой весь передник, а иногда располагались внизу одной или двумя полосами, сочетаясь то с узорами браного ткачества, то с шелковыми «травчатыми» лентами нежных тонов. Кружева ручного плетения старинной одежды с выразительными как бы плавно текущими узорами служили закономерным окончанием всей красивой композиции этих передников.


Встречается на передниках и вышивка «вологодским швом по письму» с крупным растительным орнаментом, известная также по белым вологодским строчевым подзорам, сохранившимся от XVIII и первой половины XIX века. При этой технике узор выступает на прозрачном строчевом фоне белым силуэтом из нетронутого полотна, зашитого белыми же гладьевыми квадратиками, треугольниками и другими разделками, которые благодаря своей блестящей поверхности получили название «атласников».


Огромные цветы граната или тюльпана на этой вышивке, соединенные плавно изогнутыми стеблями, невольно заставляют вспомнить об узорах русских ювелирных изделий, эмали, золотом шитье и других произведениях русского декоративного искусства XVII века. Но если растительный орнамент белых вологодских подзоров выдержан целиком в традициях пышного узорочья второй половины XVII века, то на передниках полосы такого же орнамента часто сочетаются с полосами более строгих геометризованных красных узоров, состоящих из древних народных мотивов, женских фигур и ромбов. Как бы для связи двух этих видов узоров друг с другом контуры цветов и листьев в строчевой вышивке на передниках обводятся красной ниткой.


Для большинства вологодских передников характерна устойчивая схема расположения украшений. Внизу помещен широкий прямоугольник узора, ограниченный сверху и снизу орнаментальными полосами. Ряды женских полуфигур или птиц составляют переход к центральному полю. Центральное поле или свободно, или занято разбросанным по нему ритмично повторяющимся рисунком. Нередко по боковым сторонам передника расположены неширокие орнаментированные вертикальные полосы, а горизонтальная проходит под самым поясом. Оборки — широкая внизу и узенькие по бокам — окаймляют передник.
Орнаментом украшены все края передника, благодаря чему он представляет единую замкнутую композицию.


Круг мотивов на вологодских передниках более широк, чем на северных рубахах. Но в то же время в узорах этих двух частей старинной одежды, сделанных из белого холста, наблюдается много общего. Среди способов украшения рубах и передников в большинстве районов русского Севера в первой половине XIX века преобладала вышивка, выполненная одними красными нитками.  Мотив родного дома также встречается.
Северные крестьянки мастерски использовали красный цвет, получая большое разнообразие его оттенков путем сгущения и разрежения узоров, дополняя орнамент небольшими вставками кумача, делая из кумача полики, ластовицы, концы рукавов, оборки к передникам. Нити других цветов, будто лампы, главным образом синего, вводились в узор очень тонко, небольшими вкраплениями. Многоцветными были только старинные вышивки Каргопольщины на женской русской одежде, но они несмотря на свою полихромность сдержаны и строги по колориту.
Узоры не покрывают всю или большую часть белых холщевых рубах и передников: белый холст обычно преобладает над частями, занятыми орнаментом. Просвечивающие места фона лишь в очень редких случаях образуют второй дополнительный узор, как это можно наблюдать в орнаментации одежды крестьянок южных областей.
Украшая свою одежду ткаными и вышитыми узорами, северные крестьянки помещали их на ткани, из которой сшита была одежда, а не пришивали к ней отдельных орнаментированных полос и кусков материи. Очень часто орнаментальная кайма как бы свободно входит в ткань, не отграничиваясь от ее свободного поля прямой линией.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru