Северные города России против Польских интервентов 16 века


призыв МининаТем временем, к весне 1611 г. организовалось первое ополчение против поляков во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким, которое уже в апреле осадило в Москве польский гарнизон. Из-за отсутствия источников трудно судить, участвовали ли вятчане в этом ополчении. По некоторым данным можно, однако, высказать предположение, что вятские ратные люди были в этом ополчении и сражались под Москвой с поляками. Прежде всего к ополчению 1611 г. присоединился известный нам воевода П. И. Мансуров, который сражался вместе с Ухтомским против иранских тушинцев.

После взятия Яранска он с войсками ушел в Галич и оттуда продвинулся к Москве. Вполне вероятно, что в отряде Мансурова было немало вятских ратных людей. Кроме того, как указывает Платонов, к первому ополчению присоединились участники движения 1608—1610 годов, входившие в свое время в войско Скопина-Шуйского. Присутствие же в этом войске вятских отрядов является несомненным.
Наконец, к ополчению 1611 г. присоединился казанский воевода В. П. Морозов, который с большим отрядом, собранным в Казани, Свияжске и «казанских пригородах», подошел летом 1611 г. к Москве, правда, уже после убийства Ляпунова, и остался с казаками осаждать Москву. В отряде Морозова также имелись вятчане, которых в то время много было в Казани, о чем можно судить хотя потому, что, обмениваясь грамотами с Вяткой, казанские правители обычно в качестве гонцов и своих представителей посылали в Хлынов вятчан вместе с казанцами. Так, например, крестоцеловальную грамоту из Казани привезли на Вятку 4 казанца и «вятчанин Калина Третьяков сын Балезин». Одну из отписок из Казани в Хлынов от 1 марта 1609 г. привез также вятчанин Денис Хозя. Все это свидетельствует о том, что вятские люди участвовали в ополчении 1611 г.
   Но это первое ополчение не достигло своей цели. Настоящий массовый патриотический подъем начался лишь с того момента, когда из Нижнего Новгорода раздался мощный призыв Козьмы
Захаровича Минина, горячего патриота своего времени. По по чину Минина создалось Нижегородское ополчение. Оно возникло тогда, когда русское государство находилось на краю гибели, когда русский народ, а вместе с ним и все многочисленные народности России становились колониальными рабами польских панов. Нижегородское ополчение поднялось на защиту родины, и за ним пошел весь русский народ, видевший в освобождении Москвы от поляков, в изгнании польских интервентов из России свое великое национальное дело.
В этой борьбе за родину, за Москву, за очищение русской земли от польских интервентов приняла активное участие и Вятка. К сожалению, наши источники совершенно не освещают этого участия, и мы не знаем деталей той работы, которая была проведена на Вятке по подготовке и снаряжению вятского отряда в ополчение и по сбору денежных средств и всяких натуральных запасов для содержания ополченцев. Однако, несомненно, что народные массы Вятки, как и остальные русские люди, мужественно и решительно поднялись и пошли за Мининым и Пожарским под Москву бороться за родину.
Вятка присоединилась к Нижегородскому ополчению одной из первых, когда по приглашению Минина в Нижний Новгород прибыл великий полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который обратился с грамотами во все города, призывая их к объединению и борьбе с поляками. В одной из этих грамот говорится: «Но теперь мы Нижняго-Новгорода всякие люди, сославшись с Казанью и со всеми городами понизовыми и поволжскими, собравшись со многими ратными людьми, видя Московскому государству конечное разоренье, прося у бога милости, идем все головами своими на помощь Московскому государству; да к нам же приехали в Нижний из Арзамаса Смольняне, Дорого- бужане и Вятчане и других многих городов дворяне и дети бо ярския, и мы, всякие люди Нижнего-Новгорода, посоветовавшись между собою, приговорили: животы свои и домы с ними разделить, жалование им и подмогу дать и послать их на помощь Московскому государству».
Из этой грамоты видно, что вятчане приехали в Нижний Нои город еще до выступления ополчения в поход на поляков. Новы« отряды вятчан подошли, когда ополчение уже находилось и Ко строме и Ярославле.
В конце июля 1612 г. Пожарский и Минин выступили со всем ополчением из Ярославля к Москйе. Необходимо было спешить, так как польский король Сигизмунд III к тому времени сформировал сильный отряд и отправил его в Москву на помощь сидевшим там полякам. Отрядом командовал гетман Ходкевич. Основная задача русского народного ополчения заключалась в том, чтобы не допустить Ходкевича в Москву, так как, в противном случае, сидевшие в Москве поляки, получив подкрепление, боеприпасы и продовольствие, могли настолько усилиться, что их трудно было бы выбить из Москвы.
  Народное ополчение успешно решило эту задачу. Оно подошло к Москве 20 августа на несколько часов раньше отряда Ходкевича. Настал момент, когда должна была решиться участь Москвы, а вместе с ней и всей России. Каждый русский воин понимал, что в борьбе с поляками под Москвой народное ополчение должно было победить, иначе русский народ потеряет свою национальную самостоятельность и Россия станет феодальным владением Речи Посполитой. Все русские ополченцы, в том числе и вятчане, готовы были сражаться с поляками до последней капли крови.
Сражение под Москвой началось 22 августа и длилось три дня. Охваченные патриотическим порывом, русские сражались упорно и самоотверженно. Вожди ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский талантливо руководили битвой. Остатки первого ополчения, находившиеся под Москвой еще слета 1611 г. и состоявшие из отрядов казаков, возглавляемых князем Дмитрием Трубецким, первоначально не принимали участия в сражении, так как Трубецкой враждебно относился к народному ополчению Минина и Пожарского и не хотел соединиться с ним. Но з решительный момент битвы казаки, вопреки приказам Трубецкого, бросились в бой и тем самым подкрепили силы народного ополчения. Ходкевич был разбит наголову и с остатками своих войск поспешно бежал из-под Москвы на запад.
Блестящая победа, одержанная народным ополчением под руководством Пожарского и Минина над польскими войсками, предопределила участь не только польских захватчиков, сидевших в Москве, но и всей интервенции. Ополчение начало осаду Кремля и Китай-города. Поляки все еще надеялись на помощь своего короля и держались упорно. Но Сигизмунд III за время интервенций 1609—1612 годов исчерпал свои силы И не мог уже набрать достаточно войск, чтобы пойти на выручку своего гарнизона в Москве. Тем временем Пожарский и Минин, совместно с Трубецким, подготовили все необходимое для штурма Москвы. Штурм состоялся 22 октября 1612 г. и закончился полной победой. Ополченцы взяли Китай-город и вплотную подошли к Кремлю. Сидевшие в Кремле поляки поняли свою обреченность и капитулировали 26 октября 1612 г. На следующий день русское ополчение во главе с Мининым, Пожарским и Трубецким торжественно вступило в Кремль под ликующие возгласы народа.
Польская интервенция была окончательно разгромлена, и Россия освободилась от угрозы со стороны польских панов. Вслед за этим была ликвидирована и шведская интервенция в Новгородской земле. Справедливая война, которую вел русский народ против польских и шведских захватчиков, окончилась полной победой русских людей и сражавшихся вместе с ними плечом к плечу народов русского государства. Тяжелая и длительная борьба с Польшей и Швецией сплотила народы России и способствовала дальнейшему укреплению и развитию русского государства. В эту борьбу известный положительный вклад внесло и население Вятской земли.
После изгнания поляков вятчане приняли участие и в работах земского собора 1613 г. по избранию нового царя. Представителей Вятской земли на соборе было человек десять, из которых четверо подписались под избирательным списком «в товарищов своих место выборных людей». Это были: известный нам защитник Котельнича от польских интервентов и марийских повстанцев посадский человек Путило Рязанцев, пушкарь из г. Санчурска Пармен Афанасьев, архимандрит Хлыновского монастыря Иона и протопоп Хлыновского собора Павел. Это были представители наиболее активизировавшихся на Вятке в период польской интервенции слоев общества: городских верхов, мелких служилых людей и духовенства.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru