Условия вступления в брак в Древней Руси диктовала женщина

Условия вступления в бракВ обществе начала русской государственности женщина пользовалась  свободой. Конечно, если верить летописцу 9-го века, у русов, как и у древних римлян, италийцев, были обычаи похищения невесты. Но те, кто шел на такой шаг, сначала заручались согласием невесты быть похищенной, а потом уже выполняли ритуал. После 13-го века нравы становятся гораздо строже. Чувствуется влияние строгой христианской морали. сведений о похищениях невест уже не встретить в летописных сводах. К  закату эпохи старой Московии  и вовсе в домах стараются ограничивать внешнюю свободу женщин.


Впрочем  обряды похищения невесты сохраняются и в 17 веке у племен, заброшенных на северные окраины Московии.  Так поступают в селениях за уральским хребтом. Условия вступления в брак определяются невестами, а женихи только должны соглашаться или отказываться.
После монгольского нашествия в русских семьях вопросы заключения брака решают уже не сами молодые, а их родители. Причем обсуждают в первую очередь имущественные вопросы,  особенности свадьбы и  быта будущей  новой семьи. Очень редко такие переговоры ведет с родителями невесты лично жених.
Сохраняется неизменной традиция, дававшая право отказа невесты от нежеланного жениха.  Гордая Рогнеда в X веке отказывает в сватовстве сыну рабыни князю Владимиру. За ней уже в XV веке Софья Палеолог заявляет о своем желании быть женой князя московитов Ивана III. Святая Феврония объявляет плату за излечение князя -- только честное замужество, освященное церковью.

Семья

Уговоры невестушки.


Русское брачное право  XII века  настаивает на выплате штрафа в пользу  митрополита в случае, если  невеста стремится выйти за муж, а родители всячески удерживают от такого шага. С распространением и усилением христианства растет и роль венчального церковью брака, который становится  сдерживающим фактором от распада семьи. Жить в браке под страхом Божьим. Это проповедуют с амвонов святые отцы.
Остаться незамужней для девицы старой Руси было худшим несчастьем, какое только можно вообразить. Народ придумал даже едкое словцо для засидевшихся в девках -- «вековуша». Считали, что замуж не выходят  только безгранично глупые создания, переборчивые невесты. Или уродливые, как болотный корч. Причем условия вступления в брак не играли роли.
Родители девиц старались собрать приданое вопреки всем обстоятельствам. Дело даже доходило до того, что писали челобитные великим князьям с просьбами выдать пособия для выданья девушки замуж. Да и ряд русских народных присловий говорит о том, что оказаться в старых девах  было очень позорно и недопустимо. Чего стоит такая пословица -- «Жизнь без мужа поганая лужа!»
Брачные договоры не только определяли размеры приданого невесты, но и налагали ответственность на жениха. В случае загула молодчика родителям его пришлось бы выплачивать неустойку противной стороне. Конечно, такие случаи были очень и очень редки.

Русская семья

Крестьянская семья. Миниатюра «Синодика Вологодской церкви» 17 в.


Интересный случай произошел в 1562 году с княжной Авдотьей Мезенцовой.  Девица воспитывалась у богатой бабки Марфы, которая решила выдать любимую внученьку замуж. Но в последний момент Авдотья расхотела выходить за парня, представленного ей на помолвке. Своенравие и ветренность девушки влетели в копеечку Марфе. Бабке пришлось продать целых две деревни, чтобы толкьо рассчитаться с отвергнутым  кандидатом в женихи. Сумма была выплачена громадная -- целых 500 рублей.
В Московской Руси больший выбор имели уже те женщины, кто побывал замужем и кто лишился в силу каких-то причин мужей. Времена были неспокойные и дворяне, купцы  и прочие представители сильного пола погибали насильственной смертью. Вдовы  выходили замуж повторно, пренебрегая церковными запретами. И общество относилось к таким женщинам с понятием, без прямого осуждения. Ведь каждая жена могла в одночасье лишиться мужа. {jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru