Боги язычества: Семаргл -- огненный пес

СемарглБожественный пес, пышущий пламенем, ужасающий и сверкающий, озаренный молниями небесного света и потоком бушующей огненной стихии -- таким представлялся Семаргл в воображении людей Древней Руси. Осеняли громадного пса великолепные крылья. Вырезанные из камня или из дерева фигуры Семаргла украшали капища официального пантеона  в городах Русской земли во времена, предшествовавшие эпохе христианства.

Статуи  бога-пса помещали рядом с изображениями богов язычества --  Перуна, Велеса. Семаргл не был  славянским Цербером, он не  прислуживал богам, а сам был божеством, всесильным и мудрым, хранителем огня и дарителем плодородия нив  и рода людского.


Считалось, такова одна из версий, что Семаргла родил Сварог прежде всех богов Древней Руси -- ударил божественным молотом о камень-Алатырь и появился бог-сын. Мифы Руси сохранили такие сведения. Потому крылатый пес наделялся способностью соединять в трудную минуту  силы и вдохновение всех Сварожичей. Русские воины в решительные минуты сражений призывали на помощь заступничество именно Семаргла, а не каких-то иных богов язычества. Существует  также мнение среди  историков, что  покровительству крылатого божественного пса вверяли себя дружинники князей, все, кто брался за меч.
А еще некоторые мифы Руси утверждают, что  Семаргл был не старшим сыном Сварога. Он появился на свет вторым, следуя за  «русским Гефестом» Хорсом.
Пес Семаргл

Как и полагается всесильному божеству, Семаргл был призван сражаться с силами тьмы. Ему мир обязан тем, что старшим богам удалось отделить свет от тьмы и выделить из хаоса Правь, Явь и Навь. Летучий бог выполнял свой долг с честью, сопутствовал в битвах с силами  извечного мрака рядом с Перуном. Иногда его посылали с вестью от одного бога к другому. Тогда вестник  нередко менял обличье -- представал перед миром то  в виде странника, убеленного сединами старца, то в виде ветерана сражений, покрытого старыми шрамами и язвами. Могло божество огня также принимать вид  пылающих соколов победы Рарога и Финиста.


Кстати, изображение огненного сокола украшало знамена крестителя Руси --  великого князя Владимира Святого. Изделия из керамики также часто носят на себе изображения божества.
Происхождение названия божества неясно. Вероятно у имени крылатого вестника  и покровителя огня были восточные корни. Нередко имя бога ассоциируется с персидской  волшебной птицей мудрости Симургом.

Огненный Семаргл

{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru