Святой равноапостольный князь Владимир в русских былинах

Князь ВладимирРусскими богатырями составители былинного эпоса любуются.  Отважные воины сражаются с несметными ратями басурманов, усмиряют разбойников, защищают сирых и убогих, восстают ото сна ради защиты родной земли. А что делает в это время святой равноапостольный князь Владимир?


Он представляет верховную власть. Правитель, судя по былинам, из него неважный. Большую часть времени Владимир занят тем, что сидит за чашей  хмельного вина в большой дворцовой горнице. Вокруг него снуют гридни. Звучат гусли. Мужи пьют мед да брагу, дружина хвалится подвигами.
Между тем в стране неспокойно. Вот является в стольный Киев некий  лихой человек  Чурила Пленкович. Его ватага грабит жителей, отбирает у них  все, что  понравится. Высшая власть и бровью не поведет, пусть, мол, грабят, недосуг.
Приближается  к Киеву темная туча -- рати грозного Калин-царя. Что делает Владимир? Клич бросает народу? Нет, просто льет горючую слезу и заранее готовится платить непомерный выкуп, отдавая врагу казну богатую да еще и самих киевлян в полон.
А вот могучий Илья Муромец  вытряхивает посреди пиршественной залы мешок с Соловьем-разбойником. После хорошего тумака Соловей свистит диким посвистом, от которого гнутся деревья. Святой равноапостольный князь Владимир тут не в силах устоять от страха на ногах. Он забивается под стол и сидит там, трясясь от ужаса, пока Илья не вытаскивает его оттуда.
По отношению к русским  витязям, защитникам Отечества, князь оказывается просто негодяем. Он  выдает за Алешу Поповича супругу богатыря Добрыни, пока того нет в Киеве. А  боярам раздает пригоршнями золото, задабривая свою свиту. Чтобы только не сговорились, не  устроили мятежа.
Почему-то князь Владимир в былинах предстает перед нами как отъявленный  деспот, коварный и трусливый тиран, для которого сказитель не жалеет черных красок.
Откуда пошла эта традиция очернения крестителя Руси?  Исследователи высказывают предположения, что возможно на таком изображении  князя отразилась позиция касты волхвов, которые были преследуемы  княжескими тиунами и боярами.  В 1892 году русский ученый В. Миллер опубликовал книгу «Экскурсы в область русского народного эпоса». Он указывает на явную параллель былинной традиции изображения Владимира с персидской поэмой «Шах-наме». там показаны правитель Кавус и богатырь  Рустам, которые очень напоминают русских былинных Владимира и Илью Муромца.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru