Долгое средневековье Золотой Орды - Демократия в Орде и в Московии

Демократия в Орде и в Московии
Всадник Золотой ОрдыВ России первый земский собор был созван по инициативе Ивана Грозного в 1548 г. До этого не было принято собирать «всю землю Русскую», поскольку «каждая земщина знала только своего князя и органом своим для сношения с князем имела местное вече, на вече заявляла свои нужды князю, на вече и князь заявлял свои требования своей земщине. В голосе же всей Русской земли не было нужды ни для князей, ни для местных земщин». Исконно русским явлением была вечевая удельная земщина, но не соборность. Потребность в соборности появляется вместе с объединением отдельных княжеств под московским началом. Иван Грозный, заимствуя и продолжая дело золотоордынских ханов, взял на вооружение и один из типичных политических инструментов — курултай.
В Казанском ханстве для избрания хана или для принятия важных решений созывался курултай, который в русских источниках назывался «вся земля Казанская». О его составе можно судить по курултаю, созванному 14 мая 1551 г., где собрались духовенство во главе с Кул-Шарифом, огланы во главе с Худай-Кулом, князья и мурзы во главе с «улу карачи» Нур-Али Ширин. Обычно курултай возглавлял сам хан, если предметом не было избрание хана. Таким образом, курултай был собранием трех сословий — духовенства, войска и земледельцев. Но иногда участвовали также «казаки», т. е. рядовые воины, «тарханы» (имеющие привилегии) и инородцы. Курултай мог смещать хана, так случилось в 1551 г. с Сафа-Гиреем. При избрании Джан-Али русское правительство потребовало присяги со стороны «всех Казанских людей» в верности союзу с Россией. Таким образом, русские не только хорошо представляли этот политический институт, но и активно пользовались им при заключении договоров или же при возведении на казанский престол своего ставленника.
Сравним состав и функции казанского курултая с русским собором. Из приговорной грамоты второго земского собора видно, что представители Русской земли делились на следующие группы: группа духовенства, группа бояр, окольничьих и государевых дьяков, группа дворян первой статьи, группа торопецких помещиков, группа луцких помещиков, группа дьяков и приказных людей и группа гостей. Собор 1613 г. составляли:

  • 1) духовные власти;
  • 2) придворные чины;
  • 3) дворяне московские;
  • 4) выборные и уполномоченные от городов, как духовные, так и дворяне, казаки, посадские и уездные люди.


Аналогия с составом курултая бросается в глаза. И функции соборов были те же, что у курултая, они решали наиболее важные общие дела, связанные с законодательством, налогами, а также избранием царей. В грамоте по созыву собора после «Смуты» было сказано: «Москва от Польских и Литовских людей очищена, церкви Божии в прежнюю лепоту облеклись, и Божие имя в них славится попрежнему, но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми Божиими промышлять некому: без государя вдосталь Московское государство разорят все, без государя государство ничем не строится и воровскими заводы на многия части разделяется и воровство многое множится.». На земских соборах выбирали Бориса Годунова, Михаила Федоровича Романов-Юрьева. Петр I, хотя сам был избран собором, но во время своего царствования его не созывал, а Екатерина II собрала последний земский собор. На этом история выборности царей и решения общегосударственных дел на соборах завершилась. Впрочем, в ХVIII в.    этот институт выглядел весьма архаичным. Его ликвидация была оправданной, хотя его можно было, следуя европейским образцам, заменить на более современный коллективный орган.
Итак, золотоордынская тематика не ограничивается только периодом существования самого государства. С одной стороны, существует необходимость изучать предшествующий исторический период как основу будущей государственности. Золотая Орда, как и вся Империя Чингиз-хана, не возникает на пустом месте. Насколько это важно, показывает анализ, например, законодательства Золотой Орды, в котором в видоизмененном виде, но продолжали сохраняться традиции тюркского обычного права — торе. «Совершенно иное значение торе приобрело в Золотой Орде,— пишет Р. Ю. Почекаев.— Прежде всего, оно продолжало ассоциироваться с конкретными правителями — в соответствии с древнетюркской (но не монгольской) правовой традицией. Нормы торе в Золотой Орде стали нормами-принципами: законодатели ссылались не на конкретные его положения, а на некую совокупность правовых идей, следование которым обеспечивало благоденствие государства и народа». Последние упоминания о торе встречаются в ХVI в. Аналогичное влияние древнетюркских традиций на Золотую Орду можно проследить и в других сферах.
С другой стороны, тюрко-татарские ханства и даже Московия были в той или иной мере продолжателями золотоордынских традиций. Окончательное исчезновение влияния татарского прошлого нужно отнести к эпохе Петра I и Екатерины II, перешедшие на европейские образцы государственного управления, вооружения и т. д. и постепенно сформировавшие собственные представления и традиции. С падением Крымского ханства татарская история из политической превращается в этническую.
За последние годы вышло немало научной литературы, рассматривающей Золотую Орду с самых разных сторон. Наиболее значительной работой стала «История татар с древнейших времен в семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XII — середина XV в.», вышедшая под редакцией Миркасыма Усманова. Многочисленность работ и разнообразие тематики показывают, что разработка проблем Золотой Орды, татарских ханств только началась и в скором времени следует ожидать повышение интереса к этой тематике не только со стороны татарстанских ученых, но и российских, а также зарубежных исследователей.
Сегодняшний Татарстан далеко отстоит по времени и по существу от Золотой Орды. Однако многие черты татарского народа, язык, культура складывались именно в тот период. Современные татары — прямые наследники Золотой Орды, а первая столица Улуса Джучи — ставка Бату-хана находится в г. Болгар на территории Татарстана и представляет значительный интерес для ученых и туристов. Кроме всего прочего остаются еще уроки истории, которые надо учитывать и в наши дни. Один из таких уроков связан с зарождением капитализма среди татар.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru