Вятская земля под властью суздальских князей: XIV— XV века

Вятская земляВключение Вятской земли в систему русских княжеств XIV— XV веков определило ее политическое устройство. Верховная власть на Вятке принадлежала князю, сначала суздальско-нижегородскому, а затем московскому. Но князья лично не приезжали на Вятку, за исключением упомянутого выше Семена Дмитриевича Суздальского и его брата Василия Кирдяпы, которые были вынуждены приехать в Вятскую землю, являвшуюся их последним владением, во время их борьбы с московским великим князем, и прожили здесь очень мало времени.

По вопросу об их пребывании на Вятке никак нельзя согласиться с Л. Спасской, которая полагала, что суздальские князья прибыли на Вятку из тех же соображений, из которых приходили сюда ушкуйники, разбойники и всякая вольница, то есть для того, чтобы «забраться в глухой и недоступный угол, откуда нелегко было бы извлечь их». Это неверно. Суздальские князья ничего общего не имели с этой вольницей и приехали на Вятку как в свою вотчину. Однако их приезд является лишь эпизодом, а как правило, князья управляли Вяткой издалека.
Для этой цели они время от времени посылали в Вятскую землю своих уполномоченных бояр для приведения вятичей к присяге и выполнения различных поручений, в частности, дел военного характера.
то были те самые княжеские бояре, о некоторых из которых упоминает митрополит Иона в своем послании к вятичам 1452 года: князь Д. И. Ряполовский, бояре Глеб Семенович и Александр Мякинин. Этими    поездками княжеских бояр, в сущности, ограничивалась связь вятских жителей со своим князем.
Во внутренней жизни вятичи были более или менее самостоятельны. Они выбирали, в качестве "своих правителей, воевод, которые в отличие от княжеских воевод назывались земскими, выбирали также атаманов, под которыми по-видимому следует понимать атаманов, то есть военных вождей, управлявших отдельными отрядами вятичей, выбирали подвойских, исполнявших различные гражданские обязанности, и местных старост, управлявших вятскими населенными пунктами, погостами и селами.
В церковном отношении Вятская земля зависела от московского митрополита, который, действуя так же, как и светская власть, посылал на Вятку время от времени своих уполномоченных, старцев, вроде игумена Нафона Кинешемского, о котором упоминает митрополит Иона в своей грамоте, указывая в ней, что этот старец послан им к вятичам со «своею управою».
Кроме того, митрополит назначал на Вятку для постоянного управления своего десятильника, который имел право «которое дело мощно…, тамо управит; а чего не мощно будет ему тамо управити, и он к мне (митрополиту) отпишет, или, как Бог даст, сам у нас будет, и он нам (митрополиту) скажет».
Таково было политическое устройство Вятской земли в период феодальной раздробленности. К сожалению, более подробных сведений об этом устройстве мы не имеем. Однако, учитывая феодальный общественно-экономический строй Вятки, мы можем смело сказать, что не только княжеские бояре, но и местные земские воеводы, атаманы и подвойские осуществляли власть феодалов, укрепляли их господство над крестьянами и холопами, защищали во всем интересы центральных и местных бояр, церковников и богатых купцов.
{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru