Волжская Булгария в свете археологических исследований - Этнос и экономика

  Торговля являлась связующим звеном в экономике Булгарии, которая напрямую была связана с импортно-экспортными операциями. Трансконтинентальные магистрали стали важнейшим фактором, стимулировавшим развитие местных производительных сил. Определяющую роль здесь играл Волго-Урало-Сибирский «коридор». Подъем производства происходил на основе местных ресурсов и непосредственно при участии носителей новой ремесленной традиции. Перемещения ремесленников и формирование локальных ремесленных школ широко практиковались в Средневековье как в Европе, так на Востоке. Евразийское пространство, включая Предуралье, Зауралье и Сибирь в целом, не было здесь исключением. В Булгарии эта схема стала основой при формировании собственных высокотехнологичных производств: стеклоделия, являвшегося, по сути, отдаленной провинцией двух центров стеклоделия — ближневосточно-среднеазиатского и русско- византийского; изготовление металлической посуды, воспринявшей арабо-иранские традиции. Булгарские медники выработали оригинальные формы и производственные технологии собственной продукции, но на первых этапах (1-2-я треть Х в.) эта отрасль была, по сути, ремесленной провинцией Хорасана, производившая реплики восточных образцов.
   Магистральной линией развития булгарской материальной культуры в XI–XII вв. стало вытеснение этнических предпочтений в стандартизированном производстве в рамках государственного ремесла и преимущественном развитии наиболее гибких элементов иноэтничной культуры. В этом «секрет» приживаемости инноваций и их стремительного подъема на уровень реплик, подражаний и инновационных моделей. Но на последней стадии это были уже иные предметы по технологии, стилю, сохранившие общетипологические элементы исходных форм. Причем регенерация этих форм была постоянной за счет притока и обмена ремесленниками на евразийских пространствах Урало-Сибирской магистрали в XI-XII вв.
   Волго-Камье в Х-XIV вв. было зоной активных этнических и культурных контактов. Характер этих процессов определялся своего рода циклами, внутри которых наблюдались спады и подъемы. Это было обусловлено, с одной стороны, внутренним социально-экономическим развитием коренных этносов региона, с другой стороны, активным воздействием государства на этнокультуру как внутри себя, так и на периферии государства. Тем не менее на протяжении более чем 400 лет сохранялось разнообразие этнокультурных признаков в материальной культуре Волжской Булгарии. Этнические доминанты, формировавшие структурообразующие элементы культуры и художественного стиля, стали основой для культурного симбиоза в области материальной и духовной культуры. Принципы веротерпимости в полиэтничной среде были жизненно необходимы для поддержания устойчивого состояния социальной системы. Поэтому монотеистические религии и стали ведущими культами в регионе с X–XI вв., но не отменили, а лишь видоизменили (во многом восприняв и адаптировав к своим потребностям) местные языческие воззрения. В целом религиозный синкретизм в разных формах сохранялся на протяжении всей средневековой истории региона.
   Таким образом, традиционные культуры Средневековья, в том числе и волжско-булгарская, обладали высоким «иммунитетом» к внешним воздействиям, реагируя (в археологическом выражении), как правило, на непосредственное этническое включение в субстратную основу с привнесением новых ремесленных традиций и навыков. Смена культурных доминант в области материальной культуры в Волго-Камье в XI–XIV вв. связана с процессами глобального характера (например, монгольское завоевание и образование Золотой Орды), с одной стороны, и с другой — с внутренним развитием местной этнокультуры и социальных отношений.
   Новый этнос (каким являлась булгарская народность) был зависим от составляющих его этнических компонентов, и его развитие во многом определялось исходной субстратной основой. Условием устойчивости этой этносистемы являлась этнокультурная толерантность. Причем заметно, что в материальной культуре такого этнообразования возникают замкнутые блоки отдельных направлений ремесленного производства, имеющие перспективы развития только в определенных условиях. Они могут быть как устойчивыми к внешним факторам (булгарская круговая керамика), так и быстро разрушаться (например, булгарское стеклоделие домонгольского периода). В золотоордынскую эпоху процессы этнокультурного взаимодействия приобретают иную направленность, хотя основные принципы, по сути, не меняются.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru