Волжская Булгария в свете археологических исследований - Население Булгарии

Укреплению новых социальных отношений в деревне служило и широкое распространение мусульманской религии. К середине XI в. ислам стал религией подавляющего большинства населения Волжской Булгарии. На этой стадии происходит правовое закрепление земельной собственности и зависимости крестьянства, возникновение иммунных прав на землю и т. п.
   Определенную роль в экономике страны играло и внеэкономическое принуждение в виде рабства. Волжская Булгария в средневековую эпоху была одним из крупнейших пунктов работорговли, и рабочая сила рабов, как правило, иноземцев, использовалась в сельском хозяйстве и городском ремесле. Это подтверждается находками на городищах и селищах (особенно расположенных поблизости от торговых путей) характерных украшений, принадлежавших соседним с булгарами народам, определяющих их этническую или конфессиональную принадлежность. Об этом свидетельствуют находки этнических украшений и амулетов-оберегов, не типичных для Булгарии, а также элементов материальной культуры, характерных для района первоначального проживания этих людей. Как правило, можно четко определить комплекс женских украшений. Это прежде всего для XI–XII вв. славянские височные кольца: вятичские, кривичские, новгородско-словенские. Сюда же можно отнести и бронзовые амулеты-ложечки XI — начала XIII в. Определенный контингент рабов был и на селе. В богатых сельских усадьбах (вотчинах) также находились славянские и финские (меря, мордва, мурома) рабы и рабыни. Об этом говорят находки височных колец вятичей, смоленских кривичей, украшений окской мордвы XI–XII вв. на VI Алексеевском, Остолоповском селищах.
   Единичные находки таких украшений позволяют предполагать наличие подневольного населения. В то время как наличие археологически полного хозяйственно-культурного комплекса на поселениях, включающего постройки, традиционную керамику, украшения, характерные элементы традиционной культуры (например, разведение свиней) и т. п., позволяет говорить об этнических диаспорах, не связанных с рабством.
   О степени развития семейно-брачных отношений как в городах, так и на негородских поселениях нам позволяет говорить анализ булгарской усадьбы и типов жилищ. Застройка булгарских деревень и сел в основном была усадебная. Характер застройки можно определить как кучевой (VI Алексеевское; Измерское) и линейный (V Рождественское). В первом случае отдельные дворы непосредственно примыкают друг к другу, разделяясь дощатыми заборами. Относительная плотность застройки здесь была обусловлена достаточно небольшой площадкой мыса в излучине реки, выбранной для поселения. Во втором случае наблюдается свободная линейная застройка, когда каждый
двор являлся автономной хозяйственной единицей в рамках поселка, обособленной даже территориально. Не исключена и эволюция усадебных комплексов — при росте семьи и выделении новых семейных групп. Относительно свободный характер застройки во втором случае мог с течением времени измениться по мере роста числа хозяйственных построек, их реконструкции и перестройки. Размеры отдельных домов свидетельствуют о том, что чаще всего в одном доме располагалась одна семья, где могло проживать одновременно до 6 человек.
   Ремесло Волжской Булгарии явление сложное и противоречивое. В городском ремесле существовала узкая специализация и дифференциация кузнечного и металлургического производств, нивелировавшая этническую специфику производственных традиций и навыков. Вместе с тем в технологии производства кузнечной продукции имеются региональные особенности. Прослеживается это как в городах, так и на селе. Были у булгарских кузнецов и свои приемы работы с железом, такие, например, как передача и скручивание, которые за пределами булгарской территории не имели столь широкого распространения.
Привнесенные технологические приемы проходят процесс своего рода адаптации в новой техногенной среде. Так, заимствованный из Сибири прием таушировки в Булгарии получает ограничения в металле для инкрустации (преобладает медь, а не серебро и золото) и предметном комплексе, ограничиваясь конской упряжью и воинским снаряжением. Следы сетчатой насечки четко фиксируются на железных ключах, точечная насечка хорошо заметна на мелких железных изделиях — накладках, пряжках, в одном случае — на стремени. Если кузнечная продукция достаточно унифицирована, то изделия из цветных металлов (украшения, бытовые поделки и др.) более традиционны.
 Этническая специфика более всего характеризует булгарское сельское ремесло. На селе изготовлялись предметы, не требовавшие сложной технологии и служившие предметом массового спроса. Среди последних изделий первоочередное место занимает керамика, особенно домашней выделки. Несколько сложнее вопрос с металлической посудой. Массовость находок их на
селищах свидетельствует о широком распространении таких изделий. Однако достоверных данных об их производстве на селе мы не имеем. Наиболее вероятным местом их изготовления вне городов может быть археологический  Старокуйбышевский комплекс памятников. Правда, он не является чисто сельским ремесленным центром, а, скорее всего, может быть отнесен к вотчинному (владельческому) ремеслу. Основными приемами в производстве изделий из цветного металла в городе были ковка, штамповка и литье. На селе ведущей техникой было литье.
Можно предполагать, что в булгарской деревне домонгольского времени существовало постоянное и временное (сезонное) производство керамики. Признаком постоянного производства можно считать наличие специализированных гончарных горнов (Рождественское I селище). Сезонное производство могло обходиться и без специализированных устройств, довольствуясь простейшими костровыми приспособлениями для обжига. Организация сельских гончаров в рассматриваемых случаях включала кроме постоянных мастеров — жителей села и «выездных» ремесленников. В производстве керамической посуды использовались подставки для формовки сосудов и гончарный круг. Интересно, что пока не выявлены специализированные гончарные сельские центры этого времени, хотя специфика керамики микрорегионов весьма заметна.
Вотчинное (владельческое) ремесло характеризуется функционированием специализированных постоянных производств (производством железного уклада, спецификой гончарного дела, даже в оригинальном оформлении керамики), а также наличием высококвалифицированных специалистов (ювелиров, медников), работавших непосредственно на месте. Более тесной была связь вотчинного ремесла с торговлей и городским ремеслом. Бесспорно, что вотчинные ремесленники часть своей продукции делали не только на заказ, но и на рынок. Примером такой продукции могут быть витые серебряные браслеты, производство которых, вероятно, осуществлялось на Старокуйбышевском IV селище. К разряду владельческих комплексов можно отнести и Алексеевское городище с прилегающими селищами.
В целом сельское ремесло домонгольского периода характеризуется следующими чертами:

  • 1) наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа56, кустарного и домашнего (для первых двух типичны специализация производства и ориентация его на рынок);
  • 2) микрорегиональной специализацией ремесла и его отдельных отраслей (варка железа, получение уклада, производство изделий) — в основном для вотчинного и слободского производства;
  • 3) стандартизацией ряда типов изделий, которые по технологии и качеству мало уступали продукции городского ремесла (формирование узкоспециализированных мастерских (оружейников, замочников и др.), возможно, с использованием организационных элементов ученичества в рамках слободского и, возможно, вотчинного ремесла);
  • 4) преобладанием на селе производств с простым технологическим процессом, не требовавшим высокопрофессиональных навыков, таких как стеклоделие, техника скани и зерни, амальгамирование, напайка золотой и серебряной фольги и т. п. (последние характеризуют городское ювелирное дело, хотя в отдельных случаях не исключена вероятность их применения и в вотчинном ремесле);
  • 5) сочетанием кустарного ремесла с занятием сельским хозяйством и, видимо, сезонный характер первого, с чем связано предположение о функционировании института временного сезонного гончарства;
  • 6) слабой дифференцированностью кустарного деревенского ремесла (кузнец, он же слесарь-универсал и одновременно ювелир-литейщик);
  • 7) наличием многоуровневой структуры сельского ремесла, взаимообусловленной системой торговых и экономических отношений на микрорегиональном и областном уровне.

Таким образом, булгарское ремесло являлось отражением как общих (евразийских) тенденций технического прогресса, так и внутрирегиональных процессов, прежде всего — в заимствованиях форм, приемов декорации и т. п. Отмеченные особенности были присущи ремесленному производству не только Булгарии, но и ремеслу народов Волго-Камья в целом. Тенденция к вычленению и уходу ремесла из агросферы означала одновременно и отслоение и отторжение ремесленника из состава крестьянства. Урбанизационный булгарский «бум», как, впрочем, и формирование протогородских центров в Прикамье, во многом обязан развитию деревенского ремесла. Рядом с городами возникали поселения-спутники, часть из которых выполняла ремесленные функции (например, Билярская мегаагломерация).
   Этот же процесс стал основанием для создания эффективного и специализированного внутреннего булгарского рынка сырья и товаров, что дало возможность поддержать транзитную международную торговлю по Волге, а спустя некоторое время представить широкий ассортимент товаров собственного производства и на внешний рынок. Рост ремесла в городе и на селе усложнял структуру булгарского общества, способствуя развитию экономических и социальных отношений.
   Вместе с тем рассматривать булгарский ареал только в качестве сырьевого придатка самой Волжской Булгарии совершенно неверно. Процессы развития социальных институтов шли не только в булгарском обществе, но и у соседей Булгарии, и чем активнее становились контакты, тем быстрее прогрессировали общественные институты и социальные процессы в племенных союзах на границах с булгарами. Показательно и то, что ассортимент изделий, поставляемых на внешний рынок, был ограничен, а часть товара определялась непосредственно заказчиком.
   В Х — начале XIII в. приоритетным направлением в области булгарских ремесел было изготовление кроме орудий труда и вооружения украшений и предметов повседневного спроса (ножи, шилья, гвозди и т. п.). Причем продукция эта, особенно украшения, чаще всего отражала непосредственно этнические традиции проживавшего в регионе населения и даже, в большей степени, жителей ближайшей округи ремесленного центра. В домашних промыслах, таких как косторезное дело, быстро сформировались универсальные типы изделий, в которых угадываются тюркские и финские прототипы (гребни, копоушки, рукояти ножей и шильев).
   Заимствованными у булгар были некоторые отрасли профессионального ремесла, такие как стеклоделие и производство поливной посуды. Иная ситуация складывалась в области производства предметов вооружения. Если до конца Х в. моделировался и совершенствовался восточноевропейский, степной комплекс, сложившийся в VIII–IX вв., то в первой половине XI столетия отмечается появление новых типов оружия и защитного вооружения: сабли, дротики; чешуйчатый панцирь; модифицируется состав наступательного вооружения, и прежде всего — оружия дальнего боя. В употребление входит сложносоставной лук т. н. «кимакского типа» с костяными накладками; набор стрел пополняется новшеством — гранеными наконечниками, в том числе и довольно редкими типами, как долотовидные наконечники и их модификации. Встречаются и плоские наконечники типа срезней. Получают распространение костяные пулевидные наконечники. Этот набор включал также колчан и налучье с костяными накладными петлями. Колчан украшался костяными накладками. Наряду с костяными на деревянных колчанах использовались железные крепежные петли. Для Булгарии его распространение и бытование совпадает с появлением и развитием аскизских (южносибирских) и аскизско-булгарских изделий в регионе. Это легкая уздечка, украшенная железными накладками, пряжками, с тройными накладками-распределителями ремней и характерными удилами; детали упряжи и снаряжения: колчанные крючки, портупейные распределители ремней, мелкие аксессуары седла.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru