Волжская Булгария в свете археологических исследований

Волжская БулгарияСоздание ранних государственных образований на этой территории стало закономерной стадией развития общественных и социальных отношений у населения Волго-Камья, воспринявших наследие и традиции такого рода от государств-предшественников. Отсутствие статичности, этнической замкнутости — характерные черты Волго-Камского региона и причины чрезвычайного своеобразия традиционной культуры и быта проживающих здесь народов. Этнокультурное взаимодействие стимулировало механизмы этногенеза народов региона.

Вопросы, касающиеся этой темы, затрагивались практически в каждой работе, посвященной истории средневековых этносов и государств Волго- Камья, основанной на археологических источниках.
 Ключевым моментом в истории региона стало образование государства Волжская Булгария. Это был культурообразующий центр Волго-Камья, определивший на два с лишним столетия приоритеты в торговле, экономике, политике и культурных инновациях. Компактное расположение Волжской Булгарии на месте слияния рек Камы и Волги, ее стратегическое положение играли в этом немалую роль.

Феноменальным представляется и процесс формирования собственной булгарской культуры. За менее чем одно столетие общество с непостоянной оседлостью, функционировавшее в недрах Хазарской империи, преобразуется в достаточно развитой социальный организм — суверенное государство с городами и сельскохозяйственной округой.
Границы расселения булгар в XI–XII вв. обусловлены как географическими, так и историческими обстоятельствами. Северная граница Волжской Бул- гарии проходила по реке Казанка, западная — по Свияге, частично заходя на ее левый берег, восточная — по Шешме, а южная достигала Жигулевских гор. Это была основная государственная территория Волжской Булгарии. Подтверждается это картографированием археологических памятников булгарского времени, проведенным в 1960-1970-х гг. Р. Г. Фахрутдиновым. В литературе есть разночтения по поводу южных и юго-восточных пределов Волжской Булгарии. Основываясь на данных археологии и письменных свидетельствах Ибн Фадлана, Н. А. Мажитов очерчивает их в пределах Большого Черемшана — с юга и Шешмы — с востока. В более поздней публикации граница Волжской Булгарии им была существенно уменьшена.
Вне этой государственной территории в местах расселения поволжских и пермских финнов зафиксированы поселения, где концентрируются предметы булгарского производства или их подражания и копии. Такие поселения, являвшиеся внешними булгарскими колониями в XI–XII вв., зафиксированы в Прикамье и Посурье (например, Рождественское городище в Пермском крае и Золотаревское поселение в Пензенской области). Размеры и функции у них могли быть разными в зависимости от расположения, целей и задач, а также степени удаленности от метрополии. Формы политического статуса внешних колоний могли быть различными и меняться в зависимости от общеполитической ситуации в регионе, но в единое территориально-экономическое пространство Булгарского государства они не входили. Эти поселения на превалирующем фоне местного этнического субстрата нельзя определять как чисто булгарские — и в этом контексте — как локальные варианты булгарской археологической культуры.
На юге Булгария соседствовала с кочевьями гузов, печенегов и половцев. С гузами средневолжские булгары были тесно связаны (судя по сообщению Ибн Фадлана) с Х в. Вероятно, что эти контакты продолжались и позже. Так, ряд предметов материальной культуры гузов южнорусских степей (костяные накладки налучья, рукояти камчей, пуговицы и т. п.) находят  прямые аналогии в булгарских древностях домонгольского времени. Сформировался этот комплекс, вероятно, не ранее первой половины XI в., после разгрома половцами гузов в Заволжье в 30-50-х гг. XI в.
Перемещение гузского населения к северу, к булгарским пределам, можно предполагать в период военных кампаний 1103–1117 гг. Важен факт того, что ал-Гарнати, путешествовавший в конце 1140-х — начале 1150-х гг. по Волге, называет Саксин, располагавшийся в низовьях Волги8, гузским городом, где также жили булгары, сувары, хазары. Его следы отождествляются с исследуемым в последнее время городищем у с. Самосделка.
Аналогии части керамического материала с этого памятника обнаруживаются в материалах булгарских памятников домонгольского времени. Однако остальной комплекс материальной культуры (жилища, изделия из цветного металла) достаточно своеобразен и мало напоминает булгарский.

                                       Рейтинг@Mail.ru