Боярские седла в Оружейной палате Кремля

СедлоВ Оружейной палате Московского Кремля хранится богатая коллекция старинного конского убранства Конюшенной казны. Седла, нагрудные украшения (паперсти), узды, все изделия, отделанные драгоценными камнями, яркими эмалями, резными узорами, черневыми травами и цветами — все это не только собрание художественных и материальных ценностей, но и памятники «официального» быта Русского государства XVI—XVII веков. В оформлении придворных церемониалов этого периода — царских выездов, посольских встреч и т. п. — Конюшенной казне отводилось одно из первых мест.


История сохранила нам имена лучших мастеров Конюшенного приказа, возникшего в конце XV в.: седельников и швейников — Алеши Храпова, Юлиана Иванова, Петрушки Селянинова. Ивашки Иванова; мастеров серебряных дел, работавших по конской сбруе, — Фильки Петрова, Артамошки Яковлева, Харитона Матвеева. Их работы свидетельствуют о широком творческом диапазоне русских мастеров, выполнявших изделия самого разнообразного назначения.



Парадное седло боярина

Полный парадный конский убор. Россия. XVII в.


Большой интерес для любителей русского антиквариата, историков представляет собрание седел. Одно из сохранившихся седел, принадлежавшее Борису Годунову, относится к концу XVI века. Мастер, делавший его, неизвестен. Необычайно красив гравированный орнамент, украшающий серебряную золоченую оправу лук седла: резные узоры с изображением симметрично расположенных ваз с цветами, фантастических птиц с длинными клювами и распростертыми крыльями. Выразительны линии растительного орнамента, завершающегося чеканными львиными масками в прорезных пластинах.
Одно из лучших в коллекции — седло царя Михаила Федоровича, сделанное в 1637—1638 годах мастерами Московского Кремля. Оно отличается удивительным искусством отделки: на оправах лук нанесен тонкий эмалевый рисунок, по золотому матовому фону выложены стилизованные цветы из драгоценных камней — рубинов и изумрудов. Будто лампы светят при падении лучей солнца.
Иные художественные приемы использовали кремлевские седельники на седле-арчаке второй половины XVII в. Чеканный орнамент золотой оправы украшен голубой эмалью; среди растительных завитков рельефно выделяются изображения двуглавого орла, льва, единорога, вооруженных копьями всадников, пеших стрелков.
Разнообразием и неповторимостью орнаментальных мотивов отличаются седла, украшенные гравировкой. На гладкой позолоченной или золотой оправе многих седел — крупные живописные цветы на красиво изогнутых стеблях, травы, выполненные чернью. Виртуозно владели техникой черни мастера серебряной палаты Андрей Павлов и Михаил Михайлов. Из документов известно, что они делали «оправы серебряные с чернью к государевым седлам».

Седло-арчак


Седло-арчак. Россия. XVII в.

Необыкновенной тонкостью исполнения,   точным   чувством   цветовой гаммы поражают работы художников-эмальеров Луки Мымрина, Степана Федотова, Лариона Афанасьева. В коллекции Оружейной палаты царского дома хранится несколько произведений этих мастеров. Среди них выделяется арчак, украшенный эмалью, нежные зеленые и голубые тона которой гармонируют с бархатной обивкой. В Оружейной палате бережно хранится и экспонируется седло Дмитрия Пожарского — народного героя войны с польскими интервентами 1612 г.{jcomments on}

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru