Золотое кружево на Руси

Золотое кружевоИз украшений русских одежд и других предметов быта высших классов XVII в. едва ли пе самым распространенным было плетеное золото-серебряное кружево. До нашего времени дошло много образцов такого кружева на различных предметах, хранящихся в музеях. Сведения о производстве этого кружева е Москве относятся только к XVII в., тогда как известно о его гораздо более раннем существовании па Западе, а также о ввозе его в Москву еще во второй половине XVI в. История золото-серебряного кружева мало освещена не только в русской литературе, и исследователи упоминают о нем лишь мимоходом  уделяя главное внимание кружеву нитяному, как более сложному и смысле техники и более изысканному в художественном отношении.

Однако для исследования материальной культуры допетровской Руси история металлического кружева представляет значительный интерес тем, что в московском быту высших классов и в торговле XVII в., при отсутствии нитяного кружева, оно занимало существенное место, на чем подробнее мы останавливаемся ниже.


В старинных русских документах термин «кружево» встречается очень рано — уже в 1252 г. оно упомянуто как украшение богатого наряда кн. Даниила Галицкого при встрече его с Венгерским Королем: «…кожюх   Грецького и кружевы златыми плоскими сшит»… Однако под этим названием нельзя понимать «кружево» в современном значении слова — оно имело другой смысл, обозначая всякую отделку, окружавшую одежду и прочие предметы из ткани. В духовной княгини Юлианы Болонкой около 1503 г.  упоминается «сорочка шита червчата рукава  … да кружево   шито золотом да серебром» — т. е. кружево здесь означает вышивку. Золотое кружево купить было очень дорого.
Основываясь на письменных сведениях, заключаем, что русское кружево существовало уже в XIV в. и занесено было к нам с востока, приводя, между прочим, в качестве основного доказательства его раннего существования наличие золотого кружева на покрове Сергия Радонежского XIV в. в   Троицкой Лавре.   С другой стороны, обширная номенклатура «кружева» — кованое, аксамитное, цепковое, крушковое и пр., встречающаяся в старинных документах относится главным образом к тканым тесьмам н галунам, которые с ранних времен употреблялись как отделки в большом количестве. Это с полной несомненностью устанавливается сличением описи Патриаршей Ризницы 1720 г., повторяющей описи XVII в., с соответствующими предметами, находящимися пыле в Оружейной Палате. Для плетеного на коклюшках кружева самое характерное определение было «с городы», если не считать прямого обозначения «круживо плетеное». Другой часто встречаемый термин «круживо немецкое», ничего не дает в смысле определения техники, так как применялся равно ко всем видам «кружива», повидимому западного происхождения.
Время появления золото-серебряного кружева в Московском государстве точно не устанавливается, по наиболее раннее документальное упоминание о нем относится ко времени усиления сношений с западом. В описи платья Бориса Годунова 1589 г. значится «ферези бархат червчат, бурской, двоеморх, круживо плетено в золоте да в серебре», в описи платья царя Ивана Грозного 1590—91 г. — «ферези тафта шамская, круживо немецкое золото, зубцы».
Уже первые голландские торговцы, проникшие в Архангельск, снискали особое благоволение Ивана Грозного против своих предшественников англичан доставкой «узорочных» особо ценных товаров: «английские гости таких товаров не приваживали». Царь Алексеи Михайлович в 1GG0 г., давая инструкции своему комиссариусу  Гебдопу, писал, что ему хотелось бы получить из-за границы «кружев, в каких ходит шпанский король га французский и цесарь».
В XVII в. наиболее интенсивный торг с Московским государством вели голландцы, причем доставляли в Архангельск не только товары своего производства, но главным образом других производивших стран. Так как по приведенным выше сведениям, в Голландии   металлическое кружево не производилось, можно предположить, что кружево это вывозилось ими в значительной части из Италии и Франции, где выработка его была чрезвычайно распространена п экспорт весьма значителен.
Уже русская «Торговая книга» 1575—1G10 гг. упоминает о покупке кружев—«кружева немецкие дешевые купят по 2 деньги». Часто для нужд двора кружево покупалось и у московских торговых людей в Сурожском ряду.
Применение металлического плетеного кружева в обиходе царского двора и высших классов стало настолько обычным и распространенным, что нет возможности перечислить все примеры. Упоминания о нем неоднократно встречаются в описи платья царя Михаила Федоровича 1626—27 г., в описании «Царских Выходов» к во всех описаниях царских одежд вплоть до времени Петра I.
Другой пример — это кафтан золотого аксамита Петра I. Так же имеются о таком кружеве упоминания в многочисленных описях монастырских ризниц и в документах частного быта, в рядных записях крупного купечества конца XVII в., в духовных завещаниях служилого и торгового сословия.
В своем применении золотое кружево служило декоративным добавлением не только для одежды, по и для самых разнообразных предметов как светского, так и церковного обихода. Им обшивались завесы к зеркалам, к тронным креслам, например к двойному серебряному трону царей Петра и Ивана.
Украшались кружевом одеяла, чепраки, покровцы, в имуществе кн. В. В. Голицына имелся «верх шапочный золотой, плетеной, подложен атласом брусничным».
В имуществе Максима Максимовича Строганова (1627 г.) несколько раз применены кружевные отделки мужских одежд — однорядок, охобней, кафтанов.
В московском быту кружева очень часто нашивались на особую опушку из какой-нибудь яркой ткани, контрастирующей « основной тканью предмета и еще более выделяющей рисунок кружева. Иногда из кружева составлялась целая орнаментальная композиция, как например на чепраке и покровце Оружейной Палаты; на первом по золеному бархату нашиты короны, круги и квадраты из золотого кружева, а второй, красного бархата, украшен таким же образом серебряным кружевом.
Декоративный эффект золото-серебряного кружева часто повышался вплетенными блестящими полосками бити или добавлением бляшек, также последовательным чередованием узоров из золота и серебра. Кроме кружева, плетеного из одних золотых или серебряных нитей, имело применение, хотя в небольших размерах, кружево шелковое, плетеное с золотной нитью. Но образцов такого кружева не сохранилось, и судить о нем нет возможности.   Такое широкое применение металлического кружева можно объяснить тем обстоятельством, что оно своими основными декоративными качествами, как эффектный блеск и видимое богатство, хорошо подходило к тяжелым ярким тканям, часто также затканным золотом и серебром, и к прямым неподвижным формам русской одежды.{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru