Высокое искусство ювелиров Новгорода

Ювелиры НовгородаО мастерстве новгородских ювелиров мы можем судить по прекрасным, высокохудожественным предметам, связанным с церковным культом и сохранившимся в древних ризницах. Однако имена мастеров для русского антиквариата почти неизвестны. Два мастера — Коста и Братила — поставили свои имена на изделиях. Летопись XIII в. сохранила имена еще двух мастеров-серебряников (Страшка — 1200 г. и Нежилы1234 г.), погибших в битве с Литвой. Писцовые книги XVI в. перечисляют 222 мастера-серебряника — около 4% общего количества городских ремесленников. По сравнению с другими городами Новгород занимал первое место по числу мастеров-ювелиров. Русский ювелир из Новгорода был в почете во многих областях Руси.


Однако изготовлением уникальных драгоценных предметов не исчерпывалась продукция новгородских серебряников. Основной их продукцией были недорогие предметы из различных сплавов меди, олова, свинца и цинка, находившие большой спрос у горожанок и населения окрестных деревень. Именно этой массовой продукции новгородских ювелиров посвящена настоящая работа. В ней представлены все категории предметов, связанных с украшениями и деталями костюма: головные украшения, шейные гривны, нагрудные привески, кресты и иконки, одежные булавки, фибулы, браслеты, перстни.
Излюбленным украшением славянских женщин были височные кольца. Разнообразные по форме и размерам, они крепились в волосах или подвешивались на лентах и шпурах к головным уборам. В курганах древней Руси встречены височные кольца различных типов. Каждый из них служит надежным этническим определителем одного из племен. Для Новгородской земли, заселенной словенамн, таким этнографическим типом височных колец считаются ромбощитковые.
 Следует отметить, что наиболее древние щитковые кольца имеют овальные щитки, что несколько изменяет представление о бытовании на раннем этапе.шип. колец с ромбическими щитками. Изготовлялись эти кольца путем отливки в односторонних каменных формах, а не расковки проволоки. Материалом служили латуни, многокомпонентный сплав с преобладанием цинка, медь. Диаметр колец колеблется от 6 до 8 см, количество щитков — от двух до пяти. Орнамент на щитках (четыре-пять кружочков, заключенных в ромбовидную рамку) наносили чеканкой. Ни разу не встречен классический орнамент в виде креста, концы которого заканчиваются тремя кружочками.
Аналогичные витые кольца встречены в курганах XI в. восточного побережья Чудского озера, в Белоруссии и Херсопосе. Диаметр колец 4,8—7,3 см. Материал — латунь и многокомпонентный сплавe.
Бусинные височные кольца представлены тремя типами: однобусинные, трехбусинные, многобусинные.  Трехбусинные височные кольца состоят из проволочного круглого стержня, на который надеты три бусины, разделенные проволокой. Они были типично городским женским украшением. Лучшими образцами трехбусинных колец считаются золотые и серебряные филигранные изделия, хорошо известные по древнерусским кладам. В подражание им возникли литые украшения, похожие по форме на оригиналы, но исполненные не такой трудоемкой техникой и из недорогих материалов. В древнерусских курганах трехбусинные кольца распространены весьма неравномерно. В большинстве земель, в том числе и в Новгородской, эти кольца встречаются очень редко. Исключение составляют курганы Ростово-Суздальской земли, где эти украшения получили сравнительно широкое распространение уже в XI в.
В XIV в. очень распространенным видом женских украшений становятся серьги в виде вопросительного знака. Они состоят из проволочного стержня, изогнутого наподобие вопросительного знака, на конец которого надета бусина. Для плотного закрепления бусин стержень обвит проволокой, а кончик его загнут петлей. Длина серег от 3,5 до 6,5 см. Стержень обычно бронзовый, бусины каменные (яшма), янтарные, стеклянные (зеленые, желтые, красные, синие), металлические (бронаовые). На Русь этот вид украшений пришел с Востока. Аналогичные серьги известны в древностях Волжской Болгарии, Золотой Орды и др. В небольшом количестве серьги встречаются на многих древнерусских памятниках XIV—XV вв., в том числе и в курганах Ижорского плато.
Колт — головное женское украшение, преимущественно городское. Они были широко распространены в конце XI—XIII в. Колты подвешивались на цепочках или лентах к головному убору. Они всегда бывают внутри полыми — возможно, в них вкладывалась ткань, смоченная душистыми маслами. Известные нам колты из кладов обычно изготовлены из ценных металлов — золота и серебраи украшены перегородчатой эмалью, чернью, сканью и зернью. Это были украшения городской знати. В подражание им в конце XII в. стали появляться недорогие украшения, похожие по форме и рисунку на первые, но исполненные иной техникой, — литьем в жестких имитационных литейных формах. Литые колты получили широкое распространение среди городского населения. Однако до недавнего времени колты, отлитые в имитационных литейных формах, были почти неизвестны. Объяснялось это малой изученностью древнерусского города, а также плохим состоянием самих изделий: они изготовлялись обычно из оловянисто-свинцовых сплавов, которые плохо сохраняются в тех слоях, где нет органики.{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru