Ярга -- русская символика на Севере

Русская свастикаНасколько популярен солярный знак русской свастики  в  северо-западных русских областях? Исследования показывают, что в поморских и крестьянских усадьбах ярга была издревле самым популярным мотивом для украшения изб, для орнаментальной отделки вещей бытового назначения. Насчитываются сотни строений в деревнях Русского Севера с изображением старинной  ярги. особенно много  элементов со свастикой встречается в Каргополье, где солярный древнерусский символ встречается   чаще всего. Вместе Каргопольем ареалом ярги можно назвать и Вологодскую землю.


Еще в 19-м столетии русские археологи получали удивительные артефакты из раскопок. Археолог Л. К. Ивановский во второй половине 19-го столетия отыскал замечательный перстень, содержавший изображение  креста в гнутыми концами. Перстень, вероятно, принадлежал богатому новгородцу.
Многие новгородские перстни с яргой находили не только в бывших владениях Господина Великого Новгорода, но в поселениях Золотой Орды, куда ездили с товарами новгородские гости.
В советскую эпоху изучение культурного слоя  в древнем Новгороде подарили богатейший материал, прочно утвердивший выводы предыдущих поколений учёных. В середине XX века в старом Новгороде раскопали выгоревшую некогда при пожаре  ювелирную мастерскую, в которой было с десяток  перстней новгородского типа, а также множество заготовок для их изготовления с характерными крестами. Находка датировалась 13-м столетием. Вот откуда по Руси распространялась символика, связанная еще с глубокими языческими традициями.

Ярга -- свастика Руси


Яргические мотивы обнаруживаются впрочем не только на перстнях, но и на других вещах. Например, на ключах, замках, бляхах, подвесках. Женский головной убор из могилы Борисоглебского собора в Новгороде  XII века подтверждает уважительное отношение русичей к  распространенному символу. Убор носила представительница высшего сословия, правившего Новгородом. Значит уважали указанную русскую символику и гордые бояре, а не только представители средних классов тогдашнего общества.
Из новгородской земли ярга  переходит в символику балтийских народов. Археологические исследования в Прибалтике  дают обильный материал.
 Литовскому исследователю 19-го века  Нарбуту наука  обязана открытием того, что у древних племен славян, живших у  Балтийского моря, был распространён «культ буддаизма». Не исключено, что насыщение яргой ювелирных украшений настолько было распространено, что навело литовского историка и этнографа на такие эпатажные для своей эпохи выводы.

{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru