Как великий зодчий Фиораванти оказался в Московии? - Фиораванти в Венеции и Милане



  Затем мы видим его в Венеции. Здесь, после столь же удачного, как в Ченто, выпрямления башни при церкви ев. Ангела, Аристотеля ожидала первая серьезная неудача; выпрямленная им венецианская башня простояла всего лишь двое суток и ночью неожиданно обрушилась, задавив несколько человек. Случай произошел однако не из-за неуменья Фиораванти, а вследствие слабости грунта Венеции. С этих пор Фиораванти проявлял большую осторожность. Так, в 1458 г., будучи приглашен ваятелем Паньо (Pagno) перенести во Флоренции колокольню за тысячу флоринов золотом, он потребовал предварительного ознакомления с качеством грунта и состоянием фундамента этого сооружения.
  После падения башни венецианские власти начали следствие этого происшествия, и Фиораванти, не доверяя беспристрастию венецианского правосудия, предпочел тайно покинуть город каналов.
  Венецианская катастрофа не повредила начавшейся известности Фиораванти, а способствовала ей. Грохот падающих камней сыграл роль своеобразной рекламы — возбудил оживленные толки о болонском инженере-механике. Толки же эти по-видимому были благоприятны для него, так как он едва ли успел еще нажить себе в профессиональной среде серьезных недоброжелателей, а его поразительные работы с башнями в Болонье и Ченто произвели на всех современников величайшее впечатление. Один из очевидцев этих работ, Людовико Лудовизи, знатный буржуа, дважды писал о них миланскому герцогу, советуя ему непременно пригласить Аристотеля к себе на службу.

Творение Фиораванти

Успенский собор Московского Кремля.

Архитектор  Аристотель Фиораванти. 1497 год.  Общий вид.

Письма Лудовизи дают между прочим и некоторое представление о наружности Аристотеля; в них  он описывается как мужчина среднего роста, лет за тридцать, мало разговорчивый, опрятный и «вообще человек очень подходящий для герцогского двора». Последние слова этой характеристики свидетельствуют, что помимо своих выдающихся познаний Фиораванти отличался умелым обхождением с людьми высшего круга, при случае мог быть и неплохим cortegiano (царедворцем).
За отсутствием в то время в Милане подходящих работ, Фиораванти не был приглашен герцогом и два года (1456—1457) в Болонье занимался исправлением и постройкой части городской стены. В 1456 г. он вступил в местное «общество каменщиков», к которому принадлежал до 1472 г., дважды исполняя в нем должность мастера dell’arte dei muratori (старшина цеха каменщиков).
С 1458 г. начинается деятельность Фиораванти в Миланском герцогстве.  Первой его работой (1458) в Ломбардской области была починка арок древнего моста на реке Тичино а городе Павии. В 1459 г. он выпрямляет башню в городе Мантуе   и получает от герцога Сфорца вознаграждение в триста червонцев. В конце того же года он приступает к устройству Пармского канала. В 1460 г., про
должая устройство этого канала, он осматривает по распоряжению герцога миланские крепости в целях исправления и улучшения их.
 В 1464 г. Фиораванти оставляет службу в Милане, очевидно недовольный затягиванием уплаты следуемого ему вознаграждения. Он ищет себе другого владетельного нанимателя, так как осенью этого года он посылает герцогу Феррарскому сделанную нм из меди модель фонтана с герцогским гербом. Однако приглашения из Феррары не последовало, и в ноябре Фиораванти е семьей возвращается в родной город, где остались недоконченными строительные работы его, тогда уже покойного, дяди Бартоломео.
За годы, проведенные Фиоравайти в Миланском герцогстве, его творчество развернулось в области военно- инженерного строительства и многочисленных, очень сложных, гидравлических работ. Последнее обстоятельство дает основание полагать, что много гидравлических работ в Ломбардии, и поныне приписываемых Леонарда да Винчи, в действительности принадлежали Аристотелю Фиораванти, Бертолу из города Новате.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru