Как великий зодчий Фиораванти оказался в Московии?

Великий зодчийВ жилах Аристотеля Фиораванти текла кровь наследственных строителей. Его дед Фиораванте-Бартоломео Ридольфо, отец, тоже Фиораванте, и дядя Бартоломео были зодчими. Предание, будто они состояли в родстве с известной в история итальянской фамилией Альберти, ничем достоверным не подтверждается. Отец Аристотеля в 1425—1430 гг. построил в Болонье (а по мнению некоторых только перестроил после пожара) большое палаццо Коммунале (дворец Общин). Итальянский искусствовед Корадо Риччи считает что он же построил в этом городе палаццо Меркандиа и дом Таккони. Но если ему в действительности принадлежит только постройка дворца Общин, все равно он безусловно может считаться выдающимся архитектором.


Будущий великий зодчий Аристотель Фиораванти рос в зажиточной среде, с детских лет окруженный чертежами, рукописями, трактовавшими об инженерном и строительном искусстве, инструментами, имевшими отношение к зодчеству. Он был уже достаточно взрослым мальчиком, когда его дед строил палаццо Коммуналеа, и это обстоятельство несомненно оказало большое влияние на развитие его способностей прирожденного строителя. По общему правилу тех времен всякий, желающий сделаться архитектором, живописцем, скульптором или мастером прикладного искусства, должен был лет десяти поступить на продолжительный срок и мастерскую какого-нибудь художника-специалиста. Образование, получаемое таким способом, было строго профессиональное. Карьера всякого художника, будь то живописец, скульптор, архитектор, ювелир или литейщик, в начале своем определялась тремя степенями: ученика, товарища и мастера. Срок прохождения двух первых степеней был довольно неопределенный, колеблясь от двух-трех до шести, иногда даже восьми лет.
Аристотель Фиораванти имел возможность свое профессиональное образование получить под руководством отца, отчасти дяди Бартоломео, тоже небезызвестного мастера. Это образование не носило узко архитектурного характера; оно без сомнения было очень широким.
 Самостоятельная деятельность Фиораванти доказывает, что в молодости он получил согласно требованиям той эпохи самые основательные познания в области военно-инженерного искусства, литейного и чеканного дела, фортификации (крепостное строительство) и прикладной механики (особенно по отделу гидравлики).
По всей вероятности некоторые отрасли (например чеканное и литейное дело) он изучал не дома, а на стороне, у лучших болонских мастеров. Принимая во внимание выдающиеся способности Фиораванти, его благоприятные материальные обстоятельства и несомненно умелое руководство отца, он должен был (беря средний срок даже в четыре года) не позже четырнадцати-пятнадцати лет закончить свой предварительный стаж ученика и товарища и с этих пор конечно стал принимать непосредственное участие в строительных работах своего отца и дяди Бартоломео.
Однако о жизни молодого Аристотеля Фиораванти до 1436 г. почти ничего не известно. Семейная обстановка невидимому предохранила юного Аристотеля от многих искушений молодости, чему способствовал очевидно и общественно-бытовой уклад солидной Болоньи. Жизнь ее граждан вообще, в частности художников, протекала мирно, в продуктивной работе. Это содействовало серьезному учению молодого Аристотеля, развитию его творческих сии, благодаря чему он мог впоследствии, будучи еще во семнадцати-двадцати лет, выступить в родном городе в качестве искусного мастера литейного дела и изобретательного механика.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

                                       Рейтинг@Mail.ru