От кого получили русские скоморохи свое название?

СкоморохВпервые слово «скоморох» встречается в «Повести временных лет» под 1068 г. В связи с этим часто первое упоминание о скоморохах относят именно к 1068 г., что является явным недоразумением.


Автором «Повести временных лет» считается Нестор — киево-печерский монах. Г оды наиболее активной его творческой деятельности приходятся на последние десятилетия XI в. и начало XII в. «Повесть» была его последним сочинением и создавалась уже в XII в., так что если бы первое упоминание слова «скоморох» принадлежало Нестору, то факт этот надо было бы датировать началом XII в., а то, что оно отнесено к описанию событий под 1068 г., в данном случае значения не имеет. Но первенство в употреблении этого слова не принадлежит Нестору. Оно имеется также в так называемом «Поучении о казнях божиих», включенном в летопись под 1068 г. В этом году русские князья Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели поражение от половцев на реке Альте. И вот вслед за сообщением о поражении, разрывая ткань повествования, поместилось «Поучение». Общий смысл и самого «Поучения» и появления его в летописи именно вслед за сообщением о поражении русских дружин в том, что и поражение и последующее за ним нашествие «поганых» стало казнью божьей за грехи, в число которых включено и увлечение скоморохами, музыкой, гуляньями в ущерб посещению церквей и молитвам.
Вокруг «Поучения» имеется уже значительная литература, оно привлекло внимание ученых еще в середине XIX в. А. А. Шахматовым доказано, что летописному своду Нестора (т. е. «Повести временных лет») предшествовали три других свода, все они были составлены в Киеве и таким образом, что первый был основным источником второго, второй — третьего и, наконец, третий, так называемый «Начальный летописный свод» (1093 — 1095), стал источником «Повести временных лет». А. А. Шахматовым же восстановлены тексты всех предшествовавших «Повести» сводов, и оказалось, что «Поучение о казнях божиих» было уже в «Начальном летописном своде», а Нестором всего лишь перенесено в «Повесть» вместе с другими частями текста «Начального свода». Следовательно, первым в русской летописи употребил слово «скоморох» составитель «Начального летописного свода».
Но каким образом появилось «Поучение о казнях божиих»? А. А. Шахматов считал, что автором «Поучения» был не летописец, оно существовало самостоятельно, его автором он предположительно называл также киево-печерского монаха Феодосия, время составления — 1068 г.
Но и автор «Поучения» не был первым человеком, употребившим слово «скоморох». Как и составители летописных сводов, он имел перед собой образец и источник. Им является «Слово о ведре и казнях божиих» из «Симеонова Златоструя», это неопровержимо доказано И. И. Срезневским. В опубликованном им же источнике мы встречаем слово «скоморох» в том же контексте, что и в «Поучении» и, следовательно, в «Повести временных лет». Таким образом, слово «скоморох» впервые или, по крайней мере, раньше, чем в «Повести временных лет» и в «Поучении о казнях божиих», было употреблено составителем «Симеонова Златоструя» и, как можно предположить, задолго до 1068 г. Раннее употребление слова «скоморох» в древней славянской письменности надо искать у первых переводчиков-славян, живших в Болгарии.
Вывод этот был бы слишком сомнительным, если бы основывался только на факте использования слова «скоморох» в «Слове о ведре». Но факт этот не единичен. Второй ранний случай употребления слова «скоморох» зафиксирован в списке «Синайского Патерика» по рукописи, как считает И. И. Срезневский, конца XI или самого начала XII в. Так русские скоморохи получают название, имеющее греческую основу.
 Но датировка говорит лишь о времени появления списка. Сделан же он был с перевода, выполненного в Болгарии, подлинник — греческий. «Златоструй», по утверждению А. А. Шахматова, был завезен к нам из Болгарии, где был составлен из переводов с греческого, выполненных при царе Симеоне (893—927). Он содержит главным образом проповеди Иоанна Златоуста.
Если в отношении последнего памятника мы не можем указать точное время перевода, то в отношении еще одного документа со словом «скоморох» это можно сделать. Имеется в виду «Хроника» византийского писателя первой половины VII в. Иоанна Малалы. Ее перевод был обнаружен в рукописном сборнике, датируемом XV в. Несмотря на позднее время появления сборника, нет сомнений, что он содержит древнейший перевод «Хроники», выполненный в Болгарии в X в. в царствование царя Симеона.
Впервые  в древнеславянских памятниках слово «скоморох стало употребляться в Болгарии, и вероятнее всего, в годы правления царя Симеона (893 — 927). Само наименование русских скоморохов  пришло на Русь в XI в. в произведениях, переведенных за ее пределами.
{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru