Дворяне, бояре, цари, боярышни -- русский мир Андрея Рябушкина

РябушкинМягкие тона, светлая грусть об утраченном, тихий свет -- в полотнах  Андрея Рябушкина поэзия старинной русской  жизни  проникновенна и властна.  Кажется, что путешествуешь из века нынешнего в славные  былинные времена. И  возвращение так хочется отложить на потом,  трудно бороться с очарованием временем, буйством красок, характеров.


Сыну тамбовского крестьянина-богомаза  Рябушкину, рожденному в 1861 году,  удалось передать что-то такое,  неведомое уже сегодня нам. перешагнувшим порог столетий. Древнюю Русь ушедшую, утраченную нам хочется  видеть глазами  живописца, который, по словам,  его коллеги,  замечательного русского художника Нестерова, был человек большого таланта и больших, скрытых страстей".
Андрей мог никогда не взять в руки кисти. После смерти отца, в 14 лет изведал страшную нужду. Но помог случай. Его дар заметил профессор архитектуры А. Преображенский, который и повез мальчугана в Москву учиться. Его наставником стал В. Перов. Затем был курс в Академии художеств, в  Петербурге, написание к выпуску из Академии громадного полотна на библейскую тему «Снятие с креста».  Золотую медаль профессора картине не дали. Рябушкин едва не изрезал ее на холсты для этюдов. Но неожиданно полотно было куплено коллекционером Третьяковым.
 В 1880-х годах увлечение  русским искусством допетровского времени, бытом, историей  15–16 веков становится в Российской империи модным. Его разделяет и царская фамилия. Интерес Рябушкина  к Древней Руси неожиданно  поддерживает великий князь Владимир Александрович, возглавлявший академию художеств. Из своего состояния он выделяет сумму для путешествия талантливого художника по русским городам.

Картины Рябушкина

Семья московского купца в 17 веке.


Благодаря князю, Андрей Рябушкин смог побывать с Туле, Орле, Угличе, Ярославле, Костроме. В городах летописной Руси, где еще сохранялись следы былого: храмы, детинцы, белые каменные стены и башни, фрески и каменные изваяния.


После экспедиции  работает мастер много и жадно. Он участвует в движении передвижников, пишет полотна на темы петровской России. Но откровением для публики стала картина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Яркую и блистающую радостью жизни организаторы выставки передвижников забраковали по идеологическим причинам. Но художника отказ не расстроил. Он в упоении продолжает писать многоцветье средневековых русских одежд, благообразные лица бояр, дворян, царской челяди, монахов. В 1890-х годах он обращается к теме быта русского народа 16-го  столетия. Так появляются его полотна о Москве. Высокую оценку древнерусские сюжеты Рябушкина получили на Парижской всемирной выставке в 1900 году.  Парижане восхищались  картинами, этим праздником  былого -- дворяне, бояре, румяные красавицы, купеческая роскошь.


До самой своей кончины  Андрей Петрович не переменял главной темы творчества. Выбирая сюжеты, он внимательно изучал старинные рукописи, иконы, коллекционировал предметы русской старины.


Современники вспоминали:  талантлив был художник и в музыке. Предпочтение отдавал народным инструментам. Великолепно, с самозабвением импровизировал на балалайке.


Через три года после успеха его полотен на парижской выставке Андрей Петрович почувствовал себя скверно. Врачи определили  туберкулез. Больной отправился лечиться в один из швейцарских санаториев. Но поездка только подорвала силы. В начале 1904 года Рябушкин скончался в своей мастерской, у мольберта. В истории русской живописи он остался певцом поэтичной древнерусской культуры.

Древняя Русь Рябушкина

Едут! Ждут послов!

 

 

Москва зимой.

Живопись Рябушкина

Русские женщины в церкви. 17 век.

Рябушкин

Полотна Рябушкина

Свадебный поезд в Москве 17-го века.

 

Мир Рябушкина

Воскресным днем в Москве 17-го века

 

 

Эпоха Рябушкина

Боярышня

 

Картина Рябушкина

Бояре царя Алексея Михайловича

 

Русь на картинах Рябушкина

Боярин

 

Творения Рябушкина

{jcomments on}

                                       Рейтинг@Mail.ru